Телефон доверия Губернатора: 8-800-200-71-02

Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Межбуквенный интервал: аб а б а б

Версия для слабовидящих
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
среда, 1 мая
Глава администрации МО
Отчет главы администрации муниципального образования
Телефоны и контакты
Структура и полномочия администрации
Постановления и распоряжения администрации
Проекты нормативно-правовых актов
Муниципальный бюджет и финансы
Информация об объектах, находящихся в муниципальной собственности
Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
Торги / Имущество
Торги / Земля
Торги/НТО
Торги/реклама
Торги/ярмарка выходного дня
Информация о неформальной трудовой занятости и легализации заработной платы
Информация об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд
Административная реформа
Информация от подразделений администрации муниципального образования город Новомосковск
Приоритетные проекты
Контрольно-надзорная деятельность
Муниципальная служба
Информационные системы
Открытый муниципалитет
Меры социальной защиты (ЕГИССО)
Выборы
Открытый регион
Бесплатная юридическая помощь
Противодействие коррупции

Новости RSS Все новости

08:57
Сердечно поздравляем вас с 1 Мая - праздником Весны и труда! Первомай традиционно несет с собой по-настоящему весеннее настроение. Этот яркий праздник стал символом обновления, единения людей в деятельности на благо Родины!
09:34
Во дворце детского (юношеского) творчества ребятишки приняли участие в акции "Окна Победы" и украсили окошки ярким праздничным салютом!
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1040

 

главы муниципального образования Новомосковский район от 31.05.2007

Об организации и проведении мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований, входящих в состав Новомосковского района

В соответствии с Законом Тульской области от 3 ноября 2006 года №751-ЗТО «Об Областной целевой программе «Реформирование финансов Тульской области на 2006-2008 годы», на основании Постановления администрации Тульской области от 12.04.2007г. № 177 «Об организации и проведении мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области», ст. 6, 23-3 Устава муниципального образования Новомосковский район

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Положение об организации и проведении мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований, входящих в состав Новомосковского района (далее- муниципальные образования) (приложение 1).

2. Утвердить Перечень индикаторов и показателей, характеризующих качество управления муниципальными финансами и платежеспособность муниципальных образований (приложение 2).

3. Утвердить Методику мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований (приложение 3).

4. Утвердить Порядок применения результатов оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований (приложение 4).

5. Финансовому управлению администрации муниципального образования Новомосковский район (Юдин П.А.) осуществлять годовую и оперативную оценку качества управления муниципальными финансами начиная с 1 июля 2007 года

6. Отделу по связям со средствами массовой информации (Рогов В.Н.) опубликовать постановление в средствах массовой информации.

7. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.

8. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ об организации и проведении мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований, входящих в состав Новомосковского района

1. Общие положения

Настоящее Положение определяет процедуру проведения мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований, входящих в состав Новомосковского района (далее -мониторинг).

2. Цель и задача мониторинга

Основной задачей проведения мониторинга является определение годовой и оперативной оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований входящих в состав Новомосковского района (далее -муниципальные образования), с целью выявления негативных тенденций в управлении муниципальными финансами и оперативной выработки предложений для их устранения.

3. Метод проведения мониторинга

Мониторинг осуществляется посредством определения значения индикаторов, характеризующих качество управления муниципальными финансами и платежеспособность муниципальных образований.

4. Порядок осуществления мониторинга

Определение значения индикаторов, используемых для цели настоящего мониторинга, осуществляется по единой для всех муниципальных образований методике расчета оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований.

Мониторинг осуществляется на основании перечня данных, подтверждающих состояние показателей, указанных в приложении 2 к настоящем)' постановлению.

5. Периодичность и сроки проведения мониторинг;)

Мониторинг осуществляется финансовым управление администрации муниципального образования Новомосковский район (далее - финансовое управление) ежеквартально с подведением итогов по результатам работы за первое полугодие и за год.

Информация, необходимая для подтверждения исполнения показателей качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований, представляется муниципальными образованиями финансовому управлению одновременно с предоставлением отчетов об исполнении бюджетов муниципальных, образований.

В, случае непредставления муниципальным образованием информации (или представление ее не в полном виде) соответствующему индикатору качества присваивается минимальная оценка.

Определение оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований осуществляется финансовым управлением по результатам работы за год - до 1 марта текущего года, за первое полугодие - до 1 августа текущего года.

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ индикаторов и показателей, характеризующих качество управления муниципальными финансами и платежеспособность муниципальных образований, входящих в состав Новомосковского района

•1. Индикаторы и показатели, характеризующие качество управления муниципальными финансами и платежеспособность муниципальных образований за год

№ п/п
Наименование индикатора
Показатели
Удельный вес индикатора
Финансовая гибкость

Р1

Исполнение бюджета муниципального образования по доходам без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов

Объем поступления доходов без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней; объем уточненного плана по доходам без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов в соответствии с решением о бюджете на очередной финансовый год

1,600

Р2

Уровень дефицита бюджета в объеме доходов

Всего доходов бюджета без учета субвенций из других бюджетов; всего расходов бюджета с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из других бюджетов

1,000

РЗ

Соотношение средне­месячной заработной платы муниципальных служащих муниципальных образований к среднемесячной заработной плате муниципальных служащих муниципального образования Новомосковский район

Среднемесячная заработная плата муниципального служащего в муниципальном образовании; среднемесячная заработная плата муниципального служащего муниципального образования Новомосковский район

1,000

Р4

Доля первоочередных расходов в общем объеме расходов бюджета

Расходы бюджета муниципального образования на оплату труда и начисления на оплату труда; на оплату коммунальных услуг; обслуживание трансфертов населению; всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из других бюджетов долга, на выплату

1,500

Р5

Доля капитальных расходов в расходах бюджета

Капитальные расходы бюджета муниципального образования; всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из бюджета области

1,000

Р6

Зависимость бюджета от финансовой помощи

Доходы бюджета муниципального образования от безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней, за исключением субвенций из других бюджетов ; всего доходов муниципального образования, за исключением субвенций из других бюджетов

1,200

Р7

Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений

Кредиторская задолженность бюджетных учреждений муниципального образования на конец отчетного периода; объем расходов бюджета муниципального образования, за исключением субвенций из других бюджетов

1,500

Р8

Изменение кредиторской задолженности по оплате труда

Кредиторская задолженность по оплате труда; объем расходов на оплату труда

1,500

Р9

Изменение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда

Кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда на конец года; объем расходов по начислениям на оплату труда

1,100

Р10

Изменение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг

Кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг на конец года; объем расходов на оплату коммунальных услуг

1,600

Р11

Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетов

Объем кредиторской задолженности; среднемесячный объем расходов

1.000

Р12

Формирование оборотной кассовой наличности на начало финансового года

Остатки средств бюджета муниципального образования на начало финансового года

0,750

Долговая нагрузка

Р13

Отсутствие просроченных долговых обязательств

Просроченные долговые обязательства муниципального образования на конец года; объем собственных доходов бюджета муниципального образования

0,500

Р14

Отношение долга без учета гарантий и поручительств к доходам бюджета

Долг за вычетом гарантий и поручительств на конец года; всего доходов бюджета без учета субвенций из других бюджетов

1,000

Р15

Отношение краткосрочного (до 1 года) долга к доходам бюджета

Объем краткосрочного долга на конец года, всего доходов бюджета без учета субвенций из других бюджетов

0,750

Выполнение требований федерального законодательства

Р16

Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

Текущие расходы бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из других бюджетов; всего доходов муниципального образования за исключением субвенций из других бюджетов

0,750

Р17

Соблюдение ограничения дефицита . бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

Дефицит бюджета муниципального образования; всего доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней

0,750

Р18

Соблюдение ограничения на объем долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

Объем долга муниципального образования; всего доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней

0,750

Р19

Соблюдение ограничения расходов на обслуживание долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

Расходы на обслуживание долга муниципального образования; всего расходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней

0,750

Р20

Соблюдение рекомендуемой максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи

Установленная максимально допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи

0,750

Р21

Соблюдение рекомендуемого уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги

Установленный уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги

1,000

Финансовая политика

Р22

Отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета

Прирост недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет; объем налоговых доходов муниципального образования

1,250

Управление расходами

Р23

Исполнение бюджета по расходам в разрезе статей укрупненной структуры расходов бюджета

Расходы, утвержденные законом о бюджете и фактические расходы; расходы на культуру, физкультуру и спорт , жилищно-коммунальное хозяйство; транспорт, связь и информатику

0,500

Р24

Ограничение предоставления бюджетных кредитов, гарантий и субсидий предприятиям муниципального образования

Объем кредитов, гарантий и субсидий, выданных за счет средств бюджета муниципального образования предприятиям; всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из других бюджетов

0,500

Р25

Наличие порядка финансирования временных кассовых разрывов

Оценка причин возникновения временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, утверждение методологии планирования временных кассовых разрывов в пределах финансового года. Разработка порядка формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов

0,500

Р26

Доля закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых в соответствии с действующим законодательством, в общем объеме расходов муниципального образования на закупку товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд

Общая стоимость закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых в соответствии с действующим законодательством; всего расходов бюджета муниципального образования на закупку товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд

1,250

Р27

Использование средне­срочного финансового планирования

Параметры решения о бюджете на очередной финансовый год. Параметры бюджета, утвержденные на среднесрочную перспективу

1,000

Р28

Оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства

Дебиторская и кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства

1,500

Р29

Организация сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги

Показатели предприятий жилищно-коммунального хозяйства - выручка, затраты, прибыль в разрезе жилищно-коммунальных услуг

1,500

РЗО

Организация учета объектов, находящихся в собственности муниципального образования и предоставление информации заинтересованным лицам

Проведение инвентаризации собственности муниципального образования, в том числе по организациям, доли уставного капитала которых принадлежат муниципальному образованию

0,750

Р31

Внедрение формализованных процедур управления долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирования

Объем краткосрочной задолженности (со сроком погашения не менее 1 года), доходы бюджета (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий)

1,000

Учет и отчетность

Р32

Оценка потерь бюджета от предоставления муниципальных налоговых льгот

Предоставление налоговых льгот при наличии оценки эффективности предоставляемых (предоставленных) налоговых льгот (в том числе понижения ставки)

1,000

РЗЗ

Действующий официальный сайт администрации муниципального образования с разделом финансового органа

Размещение на сайте нормативных актов о бюджете муниципального образования, о финансовом плане на среднесрочную перспективу, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные и налоговые отношения, ежемесячных отчетов об исполнении бюджета; регулярность обновления информации

1,500

Р34

Повышение квалификации муниципальных служащих на регулярной основе

Установленный муниципальным правовым актом муниципального образования порядок проведения курсов повышения квалификации муниципальных служащих

0,500

Р35

Применение открытых конкурсных процедур на замещение муниципальных должностей

Установленный муниципальным правовым актом порядок организации конкурсов на замещение вакантных должностей в органах местного самоуправления

0,500

2. Индикаторы и показатели, характеризующие качество управления муниципальными финансами и платежеспособность муниципальных образований за первое полугодие

Финансовая гибкость

Q1

Исполнение бюджета муниципального образования по доходам без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов

Объем поступления доходов без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов; объем уточненного плана по доходам без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов в соответствии с решением о бюджете на очередной финансовый год

1,600

Q2

Доля первоочередных расходов в общем объеме расходов бюджета

Расходы бюджета муниципального образования на оплату труда и начисления на оплату труда; на оплату коммунальных услуг; обслуживание долга, на выплату трансфертов населению; всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из других бюджетов

1,500

Q3

Зависимость бюджета от финансовой помощи

Доходы бюджета муниципального образования от безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней

1,200

 

 

за исключением субвенций из других бюджетов; всего доходов бюджета муниципального образования, за исключением субвенций из других бюджетов

 

Q4

Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений

Кредиторская задолженность бюджетных учреждений муниципального образования на конец отчетного периода; объем расходов бюджета муниципального образования, за исключением субвенций из других бюджетов

1,500

Q5

Изменение кредиторской задолженности по оплате труда

Кредиторская задолженность по оплате труда; объем расходов на оплату труда

1,500

Q6

Изменение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда

Кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда; объем расходов по начислениям на оплату труда

1,100

Q7

Изменение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг

Кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг на конец года; объем расходов на оплату коммунальных услуг

1,600

Долговая нагрузка

Q8

Отношение долга без учета гарантий и поручительства к доходам бюджета

Долг за вычетом гарантий и поручительства, всего доходов бюджета без учета средств субвенций из других бюджетов

1,000

Q9

Отсутствие просроченных долговых обязательств

Просроченные долговые обязательства муниципального образования. Объем собственных доходов бюджета муниципального образования

0,500

Выполнение требований федерального законодательства

Q10

Соблюдение ограничения на объем долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

Объем долга муниципального образования; всего доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней

0,750

Q11

Соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

Дефицит бюджета муниципального образования; всего доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней

0,750

Финансовая политика

Q12

Отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета

Прирост недоимки по местным налогам (налог на имущество физических лиц, земельный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности); объем налоговых доходов муниципального образования

1,250

Управление расходами

Q13

Исполнение бюджета по расходам в разрезе статей укрупненной структуры расходов бюджета

Расходы, утвержденные законом о бюджете и фактические расходы; расходы на культуру, физкультуру и спорт; жилищно-коммунальное хозяйство; транспорт, связь и информатику

0,500

Q14

Доля закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых в соответствии с действующим законодательством, в общем объеме расходов муниципального образования на закупку товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд

Общая стоимость закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых в соответствии с действующим законодательством; всего расходов бюджета муниципального образования на закупку товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд

1,250

 

Q15

Организация сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги

Установление порядка сбора платежей за жилищные и коммунальные услуги, предоставляемые гражданам, предприятиям непосредственно поставщиками данных услуг

1,500

 

Приложение 3

Методика мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований, входящих в состав Новомосковского района

1. Общие положения

В основе Методики мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований, входящих в состав Новомосковсковского района (далее - Мониторинг) лежит система индикаторов, отражающих отдельные факторы управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований , входящих в состав Новомосковского района (далее - муниципального образования).

В качестве исходных данных для проведения оценки используются официальные статистические данные, финансовая отчетность и информация муниципальных образований, правовые акты Тульской области и органов местного самоуправления.

2. Порядок оценки финансового положения и качества управления муниципальными финансами

В целях обеспечения проведения Мониторинга комплексная оценка производится по итогам финансового года и итогам первого полугодия.

Оценка финансового положения и оценка качества управления муниципальными финансами измеряются в баллах. Максимально возможная (наилучшая) величина балльной оценки финансового положения и качества управления муниципальными финансами по итогам года составляет 35 баллов, по итогам первого полугодия - 17,5 баллов.

Для каждого индикатора установлены одно или два критических значения. В случае если значение индикатора V находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности (наихудшее качество управления финансами), то значение оценки индикатора М равно 0. Соответственно, если значение индикатора находится за пределами критического значения минимального риска неплатежеспособности (оптимальное качество управления финансами), то значение оценки равно 1.

Если значение индикатора лежит в интервале между двумя критическими значениями, то по данному индикатору присваивается оценка в пределах от 0 до 1. Оценка по индикатору рассчитывается по формуле:

Mi = (Vi - Vmin) / (Vmax - Vmin), где :

Mi - оценка по индикатору i;

Vi - фактическое значение индикатора i;

Vmin - критическое значение индикатора i, соответствующее высокому риску неплатежеспособности (низкому качеству управления финансами);

Vmax - критическое значение индикатора i, соответствующее низкому риску неплатежеспособности (высокому качеству управления финансами).

В случае, если индикатор имеет только одно критическое значение, оценке по данному индикатору присваивается либо наивысшее значение, равное 1 (если фактическое значение индикатора находится в области минимального риска неплатежеспособности, максимального качества управления финансами), либо наихудшее значение, равное 0 (если фактическое значение индикатора находится в области максимального риска неплатежеспособности, наихудшего качества управления финансами).

Для индикаторов установлен различный вес относительной значимости. Различия в величинах весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых индикаторами факторов на общий уровень финансового положения и качество управления финансами.

Итоговая оценка финансового положения (качества управления финансами) определяется суммой произведений оценок по всем индикаторам и соответствующего им веса относительной значимости индикаторов W по следующей формуле:

Р = SUM (Mi x Wi), где:

Р - комплексная оценка финансового положения (качества управления финансами) муниципального образования;

Mi - оценка по индикатору i;

Wi - удельный вес индикатора i.

3. Оценка финансового положения и качества управления муниципальными финансами

Индикаторы оценки финансового положения и качества управления муниципальными финансами отражают ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов, уровень методологического и нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, результаты внедрения передовых практик управления финансами, доступность и объективность информации о финансово-экономическом состоянии муниципального образования.

Индикаторы сгруппированы по направлениям, отражающим отдельные элементы финансового положения и качества управления муниципальными финансами,

4. Значения и формулы расчета индикаторов опенки финансового положения и качества управления муниципальными финансами

Для проведения комплексной оценки по итогам финансового года применяются индикаторы Р, по итогам первого полугодия - Q.

4.1. Индикатор PI (Q1): исполнение бюджета муниципального образования по доходам без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов.

Индикатор характеризует исполнение бюджета муниципального образования по доходам без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов.

Формула расчета значения индикатора:

V = A/B* 100%, где:

V - исполнение бюджета муниципального образования по доходам без

V учета безвозмездных поступлений из других бюджетов;

А - объем поступления доходов без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов;

В - объем уточненного плана по доходам без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов в соответствии с решением о бюджете на очередной финансовый год.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 100%.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 99%.

Отношение фактически поступивших доходов без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов к уточненному плану по доходам без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов:

меньше 100%   - 0

100%  - 1,600

свыше 100% до 105% - 1,300

свыше 105%  - 1,000.

4.2. Индикатор Р2: уровень дефицита бюджета в объеме доходов.

Индикатор характеризует отношение дефицита бюджета

муниципального образования к доходам бюджета без учета субвенций из других бюджетов.

Формула расчета значения индикатора:

V = (А-В) / А * 100%, где:

V - уровень дефицита бюджета муниципального образования;

А - объем поступления доходов без учета субвенций из других бюджетов;

В - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из других бюджетов.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0%.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - «-5%.».

4.3. Индикатор РЗ: соотношение среднемесячной заработной платы

муниципальных служащих муниципального образования к среднемесячной заработной плате муниципальных служащих муниципального образования Новомосковский район

Формула расчета значения индикатора:

V  = A/B * 100%, где:

V - соотношение среднемесячной заработной платы муниципальных служащих муниципальных образований к среднемесячной заработной плате муниципальных служащих муниципального образования Новомосковский район

А - среднемесячная заработная плата муниципального служащего в муниципальном образовании;

В - среднемесячная заработная плата муниципального служащего муниципального образования Новомосковский район

Минимальный риск неплатежеспособности - 90%.

Максимальный риск неплатежеспособности - 100%.

4.4. Индикатор Р4 (Q2): доля первоочередных расходов в общем объеме расходов бюджета.

Индикатор отражает финансовую гибкость бюджета муниципального образования.

Формула расчета значения индикатора:

V = (A + B + C + D)/E* 100%, где:

А - расходы бюджета муниципального образования на оплату труда и начисления на оплату труда;

В - расходы бюджета муниципального образования на оплату коммунальных услуг;

С - расходы бюджета муниципального образования на выплату трансфертов населению;

D - расходы на обслуживание долга;

Е - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из других бюджетов.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 20%.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 70%.

Значительная доля социально значимых расходов свидетельствует о недостаточной финансовой гибкости. Сокращение доходов бюджета муниципального образования приведет к необходимости решения вопроса: снижать общий объем расходов на оплату труда, социальные выплаты или реструктурировать свои долговые обязательства.

4.5. Индикатор Р5: доля капитальных расходов в расходах бюджета.

Индикатор определяет долю капитальных расходов, которая

свидетельствует о финансовой стабильности муниципального образования и отражает наличие и обновление основных фондов муниципального образования.

Формула расчета значения индикатора:

V  = A/B * 100%, где:

А - капитальные расходы бюджета муниципального образования;

В - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из других бюджетов.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 15%.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 5%.

4.6. Индикатор Р6 (Q3): зависимость бюджета от финансовой помощи.

Индикатор характеризует зависимость доходов муниципального образования от перечислений из бюджетов других уровней.

Формула расчета значения индикатора:

V = A/B * 100%, где:

А - доходы бюджета муниципального образования от безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней за исключением субвенций из других бюджетов;

В - всего доходов бюджета муниципального образования за исключением субвенций из других бюджетов.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 5%>.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 40%.

Чем ниже значение данного индикатора, тем выше риск, связанный с возможным выпадением доходов, что может негативно сказаться на исполнении расходных обязательств, в том числе на обслуживании долговых обязательств.

4.7. Индикатор Р7 (Q4): объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений.

Индикатор отражает уровень выполнения бюджетных обязательств муниципальным образованием.

Формула расчета значения индикатора:

V = A/B * 100%, где:

А - кредиторская задолженность бюджетных учреждений муниципального образования на конец отчетного периода;

В - объем расходов бюджета муниципального образования, за исключением субвенций из других бюджетов.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0%.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 5%.

Возникновение кредиторской задолженности бюджета свидетельствует о низком качестве управления финансами в бюджетных учреждениях муниципального образования или о несвоевременном финансировании муниципальным образованием собственных бюджетных учреждений. Распределение финансовых ресурсов муниципального образования в ходе бюджетного процесса призвано обеспечить максимальную эффективность расходов бюджета для населения муниципального образования. Достигаемая в ходе бюджетного процесса эффективность распределения расходов искажается при росте просроченной кредиторской задолженности из-за несоответствия фактического объема расходов объему расходов, утвержденному решением о бюджете муниципального образования.

4.8. Индикатор Р8 (Q5): изменение кредиторской задолженности по оплате труда.

Индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципального образования по оплате труда. Формула расчета значения индикатора:

V = (An - Ап-1 ) / В * 100%, где:

А - кредиторская задолженность бюджета муниципального образования на последнюю отчетную дату;

В - среднемесячные расходы бюджета муниципального образования на оплату труда за отчетный период;

п - последний отчетный период.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0%.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 5%.

4.9. Индикатор Р9 (Q6): изменение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда.

Индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципального образования по начислениям на оплату труда. Формула расчета значения индикатора:

V = (An - Ап-1) / В * 100%, где:

А - кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда бюджета муниципального образования на конец года;

В - среднемесячный объем расходов бюджета муниципального образования по начислениям на оплату труда за отчетный период;

п - последний отчетный период.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0%.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 5%.

4.10. Индикатор Р 10 (Q7): изменение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг.

Индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципального образования по оплате коммунальных услуг.

Формула расчета значения индикатора:

V = (An - Ап-1 ) / В * 100%, где:

А - кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг бюджета муниципального образования на конец года;

В - среднемесячный объем расходов бюджета муниципального образования на оплату коммунальных услуг за отчетный период;

п - последний отчетный период.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0%.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 5%.

4.11.  Индикатор Р11: Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетов.

Индикатор характеризует состояние кредиторской задолженности, в том числе просроченной. Для обеспечения реализации данного показателя необходимо:

- проведение инвентаризации кредиторской задолженности, в том

- числе бюджетных учреждений и унитарных предприятий, анализ факторов ее

- возникновения за последний год;

- утверждение запрета на принятие бюджетными учреждениями и

- унитарными предприятиями обязательств, не покрываемых источниками

- финансирования;

- утверждение плана мер по реструктуризации просроченной

- кредиторской задолженности, ее переоформления, оперативной отчетности о

- состоянии кредиторской задолженности;

Кредиторская задолженность не должна превышать сумму среднемесячных расходов.

4.12.  Индикатор Р12: формирование кассовой наличности на начало финансового года.

Индикатор отражает способность муниципального образования обеспечить непрерывность финансирования расходов и мероприятий бюджета за счет средств, образовавшихся в результате превышения доходов над расходами на начало финансового года.

Размер средств на начало финансового года должен составлять не менее 30% среднемесячного объема расходов.

4.13.  Индикатор P13 (Q9): отсутствие просроченных долговых обязательств.

Индикатор отражает практику добросовестного (своевременного и в полном объеме) обслуживания и погашения долговых обязательств муниципального образования.

Формула расчета значения индикатора:

V  = A/B * 100%, где:

А - просроченные долговые обязательства муниципального образования на конец отчетного периода;

В - объем собственных доходов бюджета муниципального образования на последний отчетный период.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0 %.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 0,5%.

4.14. Индикатор Р14 (Q8): отношение долга без учета гарантий и поручительств к доходам бюджета.

Формула расчета значения индикатора:

V  = A/B * 100%, где:

А - долг муниципального образования за вычетом гарантий и поручительств на конец года;

В - всего доходов бюджета муниципального образования без учета субвенций из других бюджетов.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 25 %.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 50,0%.

4.15.  Индикатор Р15: отношение краткосрочного (до 1 года) долга к доходам бюджета.

Индикатор отражает структуру муниципального долга по срочности долга.

Формула расчета значения индикатора:

V  = A/ В * 100%, где:

А - объем краткосрочного (до 1 года) долга муниципального образования на конец отчетного периода;

В - всего доходов бюджета муниципального образования без учета средств субвенций из других бюджетов.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 10 %.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 20%.

Большая доля краткосрочных обязательств свидетельствует о высокой зависимости муниципального образования от рефинансирования долга, что в совокупности со значительной долговой нагрузкой угрожает финансовой стабильности муниципального образования.

4.16. Индикатор Р16: соблюдение ограничения текущих расходов бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Индикатор отражает соблюдение требования, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, к текущим расходам бюджета муниципального образования.

Формула расчета значения индикатора:

V = A/B * 100%о, где:

А - текущие расходы бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из других бюджетов;

В - всего доходов бюджета муниципального образования за исключением субвенций из других бюджетов.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 100%.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации текущие расходы бюджета не могут превышать доходов бюджета муниципального образования.

4.17. Индикатор Р17 (Q11): соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Индикатор отражает ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. Формула расчета значения индикатора:

V = A/B * 100%, где:

A - дефицит бюджета муниципального образования;

В - всего доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - (-10,0%).

Дефицит бюджета муниципального образования не может превышать 10% доходов без учета финансовой помощи из других бюджетов и средств областного фонда компенсаций.

4.18. Индикатор Р18 (Q10): соблюдение ограничения на объем долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Индикатор отслеживает выполнение муниципальным образованием требования к объему долга муниципального образования, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Формула расчета значения индикатора:

V  = A/B * 100%, где:

А - объем долга муниципального образования;

В - всего доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - не выше 100%.

В соответствии с Бюджетным кодексом.Российской Федерации объем долга не может превышать объема доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из других бюджетов и средств областного фонда компенсаций.

4.19.  Индикатор Р19: соблюдение ограничения расходов на обслуживание долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Индикатор отслеживает выполнение требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым расходы на обслуживание долга муниципального образования ограничиваются 15% расходов бюджета.

Формула расчета значения индикатора:

V   = A/B * 100%, где:

А - расходы на обслуживание долга муниципального образования;

В - всего расходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - не выше 15%.

4.20. Индикатор Р20: соблюдение рекомендуемой максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Формула расчета значения индикатора:

V   = А , где

А - установленная максимально допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 22%.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 15%.

4.21.  Индикатор Р21: соблюдение установленного уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.

Индикатор характеризует деятельность органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства и перевод отрасли на самофинансирование при соблюдении мер социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения.

Формула расчета значения индикатора:

V  = А, где:

А - установленный уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальных услуги по муниципальному образованию.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 100%.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 80%.

4.22.  Индикатор Р22 (Q12): отношение прироста недоимки по

налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета.

Индикатор рассчитывается как отношение изменения недоимки по местным налогам к налоговым доходам бюджета за последний отчетный период.

Формула расчета значения индикатора:

V  = А/В * 100%, где:

А - прирост недоимки по местным налогам в бюджет муниципального образования;

В - объем налоговых доходов муниципального образования.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0% и менее.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 5% и более.

На основе индикатора оценивается собираемость налогов. Чем выше отношение прироста недоимки к поступившим в бюджет муниципального образования налоговым доходам за отчетный период, тем выше риск осложнения ситуации с ликвидностью из-за недостатка свободных денежных средств для своевременных выплат на обслуживание и погашение долга.

4.23. Индикатор Р23 (Q13): исполнение бюджета по расходам в разрезе статей укрупненной структуры расходов бюджета.

Индикатор характеризует исполнение бюджета муниципального образования по социальным отраслям расходов, предусмотренных расходными обязательствами бюджета.

Формула расчета значения индикатора

V={ (Af - Ар) / Ар; (Bf - Вр) / Вр; (Cf - Ср ) / Ср; (Df - Dp ) / Dp] где:

А - расходы на культуру ;

В - расходы на физкультуру и спорт;

С - расходы на жилищно-коммунальное хозяйство;

D - расходы на транспорт, связь и информатику ;

f - фактически израсходовано;

р - утверждено законом о бюджете муниципального образования.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0%.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - «-5%».

4.24. Индикатор Р24: предоставление бюджетных кредитов, гарантий и субсидий, предприятиям муниципального образования.

Индикатор отслеживает ограничение предоставления бюджетных кредитов и субсидий организациям и предприятиям (в первую очередь промышленности, торговли, сельского хозяйства, финансов). Объем бюджетных кредитов и субсидий, предоставленных муниципальным образованием коммерческим организациям конкурентных отраслей, отражает масштаб участия муниципального образования в экономике района и определяет объем финансовых ресурсов общественного сектора, отвлекаемый для финансовой поддержки реального сектора.

Формула расчета значения индикатора:

V = А/В * 100%, где:

А - объем кредитов, гарантий и субсидий, выданных за счет средств бюджета муниципального образования предприятиям;

В - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из других бюджетов.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0%.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 5%.

4.25. Индикатор Р25: совершенствование порядка финансирования временных кассовых разрывов.

Индикатор позволяет с учетом оценки причин возникновения временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, и при наличии утвержденной методологии планирования временных кассовых разрывов в пределах финансового года и порядка формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов, регулировать вопросы финансирования временных кассовых разрывов.

4.26. Индикатор Р26 (Q14): доля закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых в соответствии с действующим законодательством, в общем объеме расходов муниципального образования на закупку товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд.

Индикатор отражает соблюдение органами местного самоуправления муниципального образования действующего законодательства при проведении закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд. При этом процедура открытого конкурса в сравнении с другими способами закупок: закрытым конкурсом, запросом котировок и закупками у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) - может быть наиболее эффективна при значительном масштабе проводимых закупок.

Формула расчета значения индикатора:

V = A/B * 100%, где:

А - общая стоимость закупок, размещенных в соответствии с действующим законодательством;

В - всего расходов бюджета муниципального образования на закупку товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 100%.

Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 80%.

4.27. Индикатор Р27: использование среднесрочного финансового планирования.

Индикатор отражает реализацию мероприятий по реформированию финансов района, одним из элементов которых является переход к среднесрочному финансовому планированию. В рамках среднесрочного планирования бюджетный цикл начинается с рассмотрения одобренных в предыдущем бюджетном процессе основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий финансовый год, анализа изменений внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года и последующие годы прогнозного периода. Проведение оценки и анализ причин отклонений утвержденных на год доходов и расходов бюджета и макроэкономических параметров от фактических, утверждение методики формирования среднесрочного финансового плана.

4.28. Индикатор Р28: оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Индикатор предусматривает проведение оценки дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства; наличие актов сверки взаимной задолженности по видам и источникам задолженности на последнюю отчетную дату; снижение кредиторской задолженности за последний отчетный год на 5%.

4.29. Индикатор Р29 (Q15): организация сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Индикатор отражает проведение оценки финансовых показателей предприятий жилищно-коммунального хозяйства (выручка, затраты, прибыль в разрезе жилищно-коммунальных предприятий); установление порядка платежей с населения за жилищные и коммунальные услуги.

4.30. Индикатор РЗО: организация учета объектов, находящихся в собственности муниципального образования, и предоставление информации заинтересованным лицам.

Индикатор предусматривает:

- инвентаризацию собственности муниципального образования, в том числе по организациям, доли уставного капитала которых принадлежат муниципальному образованию;

-  утверждение положения о раскрытии информации о собственности муниципального образования, в том числе по отдельным объектам собственности;

-  утверждение порядка оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности муниципального образования, независимыми организациями;

- наличие материалов, представленных к бюджету за последний год. Об объеме стоимости объектов, находящихся в собственности муниципального образования, в том числе по отдельным объектам собственности.

4.31. Индикатор Р31: внедрение формализованных процедур управления долгом, принятие долговых обязательств, их рефинансирование. Индикатор предусматривает:

-  оценку действующих долговых обязательств, в том числе с группировкой по видам заимствований, срокам их погашения за последний отчетный год;

- утверждение методологии расчета платежеспособности бюджета с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность, на среднесрочный период: утверждение методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность муниципального образования;

- объем краткосрочной задолженности (со сроком погашения не менее 1 года) не превышает 10% доходов бюджета (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий).

4.32. Индикатор Р32: оценка потерь бюджета от предоставления муниципальных налоговых льгот.

Индикатор отражает наличие учета потерь местного бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот. Сведения о предоставляемых муниципальным образованием налоговых льготах в разрезе налогов и направлений расходования средств должны включаться в состав решения о бюджете в виде отдельного приложения.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - предоставление налоговых льгот при наличие оценки эффективности предоставляемых (предоставленных) налоговых льгот (в том числе в виде установления ставки налога меньше максимального уровня). Непредставление льгот приравнивается к минимальному риску.

4.33. Индикатор РЗЗ: действующий официальный сайт (или раздел на сайте) финансового органа.

Индикатор отражает наличие сайта администрации муниципального образования с разделом финансового органа, размещение на сайте нормативных актов о бюджете муниципального образования, о финансовом плане на среднесрочную перспективу, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные и налоговые отношения, ежемесячных отчетов об исполнении бюджета; регулярность обновления информации.

4.34. Индикатор 34: повышение квалификации муниципальных служащих на регулярной основе.

В условиях реформирования финансов района возникает необходимость в организации постоянного учета новых положений бюджетного законодательства для применения в работе органами местного самоуправления. Отсутствие регулярных курсов повышения квалификации приводит к отставанию уровня информированности и квалификации работников органов местного самоуправления, что соответствующим образом отражается на качестве управления муниципальными финансами.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом):

установление муниципальным правовым актом муниципального образования порядка проведения курсов повышения квалификации работников органов местного самоуправления;

повышение квалификации отдельными работниками не реже 1 раза в три года.

4.35. Индикатор Р35: применение открытых конкурсных процедур для замещения вакансий в органах местного самоуправления.

Использование открытых конкурсных процедур для замещения вакантных должностей в органах местного самоуправления позволяет существенно повысить качество отбора кандидатов и прозрачность кадровой политики органов местного самоуправления.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом):

установление муниципальным правовым актом порядка организации конкурсов на замещение вакантных должностей в органах местного самоуправления;

размещение информации о проводимых конкурсах на замещение вакантных должностей в средствах массовой информации или Интернете;

удельный вес должностей, замещенных на конкурсной основе, не ниже 70%.

Приложение 4

ПОРЯДОК применения результатов оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований, входящих в состав Новомосковского района

Настоящий Порядок применяется с целью повышения качества управления финансами муниципальных образований, входящих в состав Новомосковского района и стимулирования наиболее эффективного использования местных ресурсов.

1. Проведение мониторинга и комплексной оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований Новомосковского района производится финансовым управлением муниципального образования Новомосковский район (далее - финансовое управление) на основании отчетов по исполнению бюджетов муниципальных образований и информации, представляемой органами местного самоуправления по установленным финансовым управлением формам и срокам.

2. Рассмотрение результатов мониторинга производится финансовым управлением.

По результатам оценки основных показателей платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований финансовое управление составляет рейтинг муниципальных образований.

Результат мониторинга публикуется в средствах массовой информации и размещается на сайте администрации Новомосковского района.

4. В целях стимулирования муниципальных образований по улучшению качества управления муниципальными финансами в бюджете Новомосковского района ежегодно предусматриваются средства за счет дополнительной дотации как формы стимулирования муниципальных образований в повышении качества управления местными финансами.

5. Часть дополнительной дотации, предназначенная на стимулирование муниципальных образований по улучшению качества управления муниципальными финансами, распределяется между 3 муниципальными образованиями, у которых суммарные оценки показателей из общего числа муниципалитетов наибольшие, в следующих размерах:

муниципальному образованию, набравшему максимальную суммарную оценку показателей, и занявшему первое место по ранжированию - 50% от суммы дотации, установленной в бюджете Тульской области на соответствующий финансовый год на указанные цели;

муниципальному образованию, занявшему второе место по ранжированию - по 30% от суммы дотации, установленной в бюджете Новомосковского района на соответствующий финансовый год на указанные цели;

муниципальному образованию, занявшему третье место по ранжированию - по 20% от суммы дотации, установленной в бюджете Новомосковского района на соответствующий финансовый год на указанные цели.

6. Порядок предоставления дополнительной дотации регулируется Решением Собрания представителей Новомосковского района № 29-17 от 30.11.2006 г. «Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в Новомосковском районе»

7. Дополнительная дотация, предусмотренная для стимулирования муниципальных образований используется на материальное стимулирование муниципальных служащих администраций муниципальных образований (не более 20%), на развитие и укрепление материальной базы, улучшение управления муниципальными финансами.

 

Возврат к списку