Телефон доверия Губернатора: 8-800-200-71-02

Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Межбуквенный интервал: аб а б а б

Версия для слабовидящих
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
понедельник, 6 мая
пн вт ср чт пт сб вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

Профилактика переутомления у школьников


05.09.2018

Короткий световой день, когда отмечается недостаток ультрафиолета, а также алиментарный дефицит  (дисбаланс  с преобладанием углеводно-жирового компонента,  нехватка витаминов)  усугубляют  негативные  влияния на работоспособность  обучающихся.

Временное снижение работоспособности, характеризующиеся как    утомление,  не представляет опасности для детского организма, и по сути является защитной функцией, сигнализирующей о необходимости отдыха, после которого   нормальное функционирование организма и способность работать восстанавливаются.

Однако, если нагрузка чрезмерная, а отдых недостаточный, у ребенка может развиться переутомление  - патологическое состояние, вызванное истощением внутренних ресурсов и приводящее к глубоким и стойким изменениям в организме. Переутомление проявляется в изменении поведения, снижении успеваемости, расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, вегетативных расстройствах, снижении сопротивляемости организма ребенка.  

Выявление признаков утомления и своевременно принятые меры по их предотвращению переутомления    способствуют продуктивному обучению с минимизацией негативных воздействий на состояние здоровья школьников.          

 Одной из первоочередных мер профилактики утомления, поддержания высокой работоспособности   является соблюдение режима дня.  Этот совет, несмотря его на банальность, никогда не потеряет своей актуальности.

Родители не могут уменьшать учебную нагрузку или влиять на объем заданий на дом. Но все остальное – дело семейное, поэтому следует научиться правильно расставлять акценты. Для начала нужно  актуализировать режим дня, расписать его по минутам. Тогда станет ясно, насколько ребенок загружен и  какие есть резервы,  чтобы ребенку не приходилось все успевать на бегу. Важно помнить, что у любого ребенка, помимо занятий в школе, должно быть время на активный отдых и спокойный досуг, не говоря уже о том, что ребенок должен каждый день нормально высыпаться. 

Грамотно расписав режим дня (на  основании чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток), можно  не только все успевать, но и приучать  организм к правильной работе и своевременному восстановлению. Основными компонентами режима дня школьников являются учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное здоровое питание, полноценный сон. Контроль за  его выполнением остается за родителями. Эмоциональная составляющая в общении родителей с ребенком – самая сильная мотивация. Ребенок будет знать, что научившись правильно организовывать свое время, он сможет больше времени проводить в кругу семьи.  Свободное время для отдыха  полезнее   занять прогулками на свежем воздухе, чем часами сидеть за играми на компьютере. Нужно объяснить ребенку, что  это занятие просто «убивает» время, и совершенно не поможет восстановить силы и как следует отдохнуть. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем - 2,5-3 ч, в старшем - 2-2,5 ч. Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5-2-часового пребывания на свежем воздухе. При этом желательно первую половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а вторую - провести в спокойных прогулках.

Советы по поводу питания школьника основываются на физиологических потребностях детского организма.  Восполнение израсходованной энергии и поставка пластического материала для роста и развития – главное предназначение питания.  Рацион ребенка не только должен включать все необходимые макро- и микронутриенты, но и обеспечивать определенные их соотношения. В ежедневном меню  школьника следует  использовать  свежие фрукты и овощи. Мясо или рыба тоже  нужны ребенку ежедневно – белки стимулируют работу мозга. А вот сладкую выпечку следует ограничить, не нагружайте печень и поджелудочную железу, это снижает и без того ослабленный усталостью иммунитет. Также специалисты рекомендуют питаться понемногу, но часто, по 4-5 раз в день. Нельзя игнорировать завтраки,  так как он дает силы  с утра, и во время занятий ребенок будет думать не о голодном желудке, а об уроках.  Ужинать ребенок должен за 1–1,5 часа до сна.

В выходные основные элементы режима дня (сон, еда и т.д.) должны оставаться такими же, как и в будни, но при этом максимум времени отводится пребыванию на воздухе. В субботу и воскресенье необходимо дать ребенку выспаться. Дети 7–10 лет должны спать не менее 10–10,5 часа в сутки, подростки – не менее 8–9, в противном случае их работоспособность падает на 30%. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление – причина неврозов и сопровождающих их раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить сон и вредно сказаться на состоянии здоровья школьника.

Насколько тщательно родители продумают режим дня и постараются  соблюдать его, настолько это положительно отразится на состоянии здоровья и всех сторонах  жизни ребенка, включая успеваемость в школе.

 

Заместитель начальника   территориального отдела

Управления Роспотребнадзора по Тульской области

в городе Новомосковске, городе Донском, Богородицком,

Веневском, Кимовском и Узловском районах.                                                      Л.В. Носова

 



Возврат к списку