«Пушкин и христианство» - такой была тема, поднятая на одном из занятий общества новомосковских пушкинистов.
С СООБЩЕНИЕМ о взаимоотношениях поэта с религией выступил член общества Михаил Сляднев. Он сказал, что отношения эти были не простыми, молодой Пушкин, автор «Гаврилиады», легко обращался с библейскими сюжетами, что было принято в то время в высшем обществе Европы.
Докладчик особое внимание уделил душевному кризису, который переживал поэт в период пребывания в Кишинёве и Одессе. Здесь он встретился с английским философом Гетчинсоном, у которого брал «уроки афеизма (атеизма)», и считал его «единственно умным афеем».
Конечно, Пушкин был воспитан в христианских традициях. Но, как пишет Генрих Волков в книге «Мир Пушкина», интерес поэта к религии был «не просто как к вере», но и интеллектуальный - как к своеобразной и поэтической части человеческой культуры. Именно этим объясняется знакомство Пушкина с Кораном, его попытки понять смысл восточных религий, буддизма. Не случайно Александр Сергеевич беседовал с отцом Иакинфом (Бичуриным) перед его поездкой в Китай.
Этот интерес был продиктован не только верой, но и его преклонением перед Создателем той гармонии, которую он чувствовал в жизни и воспевал. Пушкин «находил излишним без нужды обнажать свои религиозные чувства пред другими, считая, что они тогда в значительной степени теряют свою внутреннюю ценность» (митрополит Анастасий). И меньше всего поэт представлял себя пропагандистом религии. Борис Бурсов в книге «Судьба Пушкина» писал: «Пушкину чуждо было всякое проповедничество, помимо непосредственно поэтического».
Отдельно надо сказать о резко отрицательном отношении поэта к служителям культа. Достаточно вспомнить «Сказку о попе и работнике его Балде», эпиграмму на Фотия и др. В письме к Чаадаеву поэт сообщал: «Я согласен, что наше нынешнее духовенство отстало. Но хотите знать почему? Оно носит бороду вот и всё, оно не принадлежит к хорошему обществу».
Об отношении Пушкина к религии в своё время со знанием дела написал митрополит Анастасий: «Если о нём (Пушкине) нельзя сказать, что он жил в Церкви (как выразился Самарин о Хомякове), то, во всяком случае, он свято исполнял всё, что предписывал русскому человеку наш старый, благочестивый домашний и общественный быт. Он посещал богослужение, исполнял долг говения, глубоко понимая значение исповеди и Святого причастия для христианина, особенно в минуты тяжких душевных испытаний...»
Тема, поднятая Михаилом Слядневым, не оставила никого равнодушным, в дискуссии приняли участие председатель Пушкинского общества Владислав Гришин, члены общества Виктор Гладышев, Инесса Орлихина, Татьяна Филимонова и др.
Валентина ЛЮКШИНОВА, член Пушкинского общества
|