Телефон доверия Губернатора: 8-800-200-71-02

Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Межбуквенный интервал: аб а б а б

Версия для слабовидящих
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
четверг, 2 мая
пн вт ср чт пт сб вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

Грани веры поэта


06.06.2013

«Пушкин и христианство» - такой была тема, поднятая на одном из занятий общества новомосковских пушкинистов.

С СООБЩЕНИЕМ о взаимоот­ношениях поэта с религией выс­тупил член общества Михаил Сляднев. Он сказал, что отноше­ния эти были не простыми, мо­лодой Пушкин, автор «Гаврилиады», легко обращался с библей­скими сюжетами, что было при­нято в то время в высшем обще­стве Европы.

Докладчик особое внимание уделил душевному кризису, кото­рый переживал поэт в период пребывания в Кишинёве и Одес­се. Здесь он встретился с англий­ским философом Гетчинсоном, у которого брал «уроки афеизма (атеизма)», и считал его «един­ственно умным афеем».

Конечно, Пушкин был воспи­тан в христианских традициях. Но, как пишет Генрих Волков в книге «Мир Пушкина», интерес поэта к религии был «не просто как к вере», но и интеллектуальный - как к своеобразной и поэтичес­кой части человеческой культу­ры. Именно этим объясняется знакомство Пушкина с Кораном, его попытки понять смысл восточ­ных религий, буддизма. Не случай­но Александр Сергеевич беседо­вал с отцом Иакинфом (Бичуриным) перед его поездкой в Китай.

Этот интерес был продиктован не только верой, но и его прекло­нением перед Создателем той гар­монии, которую он чувствовал в жизни и воспевал. Пушкин «нахо­дил излишним без нужды обна­жать свои религиозные чувства пред другими, считая, что они тог­да в значительной степени теряют свою внутреннюю ценность» (мит­рополит Анастасий). И меньше всего поэт представлял себя про­пагандистом религии. Борис Бурсов в книге «Судьба Пушкина» пи­сал: «Пушкину чуждо было всякое проповедничество, помимо непос­редственно поэтического».

Отдельно надо сказать о резко отрицательном отношении поэта к служителям культа. Достаточно вспомнить «Сказку о попе и ра­ботнике его Балде», эпиграмму на Фотия и др. В письме к Чаадае­ву поэт сообщал: «Я согласен, что наше нынешнее духовенство от­стало. Но хотите знать почему? Оно носит бороду вот и всё, оно не принадлежит к хорошему об­ществу».

Об отношении Пушкина к ре­лигии в своё время со знанием дела написал митрополит Анас­тасий: «Если о нём (Пушкине) нельзя сказать, что он жил в Цер­кви (как выразился Самарин о Хомякове), то, во всяком случае, он свято исполнял всё, что пред­писывал русскому человеку наш старый, благочестивый домаш­ний и общественный быт. Он по­сещал богослужение, исполнял долг говения, глубоко понимая значение исповеди и Святого при­частия для христианина, особен­но в минуты тяжких душевных испытаний...»

Тема, поднятая Михаилом Слядневым, не оставила никого равнодушным, в дискуссии при­няли участие председатель Пушкинского общества Владислав Гришин, члены общества Виктор Гладышев, Инесса Орлихина, Татьяна Филимонова и др.

Валентина ЛЮКШИНОВА, член Пушкинского общества



Возврат к списку