За последние годы общественный статус профессии учителя изменился. Речь больше не идет о призвании - только о ремесле, но ремесле тяжелом, которое оплачивается неадекватно. Вместо того чтобы пытаться восстановить престиж учительства, общество лишь сожалеет. Хочу попробовать вместе с вами взглянуть на труд учителя как бы изнутри, ничего не приукрашивая и не скрывая.
Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, разочарование и неуверенность в себе неизбежны в работе учителя.
Всякое настоящее дело требует самозабвения, а работа с детьми просто невозможна без этого состояния. Учителю необходимо оставить у порога класса все то, что тревожит его, и войти к детям «с возвышенно настроенной душой».
Учитель всегда на публике, и к нему обращено множество ожиданий:
-
прежде всего, со стороны школы (он должен проявлять творчество и в то же время следовать утвержденной программе),
-
затем ожидания родителей (он должен пользоваться авторитетом у учеников и при этом быть толерантным) и,
-
наконец, ожидания самих учеников (он должен заслужить авторитет, но при этом любить и понимать их).
Не говоря уже о невыполнимой (но подразумеваемой) задаче добиться от всех учеников хорошей успеваемости. Должен, должен, должен... Груз такой ответственности не может не давить.
Ценой психологического и соматического здоровья учитель отвечает и за неработающие концепции, несовершенство менеджмента в образовании, за недостатки школьной подготовки. Он как солдат без тыла, - один на один с новым поколением учеников, с подростковой наркоманией, растерянностью многих родителей, детской агрессией, страхом перед жизнью.
Зеркальные отношения
Отношения учитель-ученик обладают особой чертой: они «зеркальны». Преподавая детям, учитель неизбежно вспоминает свое собственное детство. «Мы учим тем, что сами собой представляем; и очень немногое передаем с помощью того, что знаем», считают психоаналитики. Со своей стороны, дети бессознательно воспринимают учителей как своих родителей.
Учителя о феномене переноса просто не знают и принимают на свой счет, например, знаки агрессии, не им предназначенные
Плоды иллюзии
«Учитель не делает карьеры, - писал Симон Соловейчик. - Он приходит в школу учителем, и хоронят его в том же звании, разве что прибавляя слово «пенсионер». Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться... Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения?» Не случайно спустя пять - десять лет работы многие учителя начинают «эмоционально сгорать».
Роль прекрасного человека. Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязательство стать идеалом человека, хотя бы для будущих своих учеников. Для учеников он - единственный. Учитель не имеет права быть рядовым, Учителем его делает не педагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых он обязан быть лучшим человеком на Земле. Ему просто некуда деться, ему профессионально необходимо становиться прекрасным человеком. Обыкновенный человек превращается в необыкновенного - в учителя.
Почему дети часто придумывают учителям обидные прозвища, «доводят» их?
Ребенок почти целый день проводит вместе с этим взрослым, который в его глазах занимает место родителей: его надо слушаться, от него может последовать наказание или награда. Возникает риск попасть в эмоциональную зависимость. Чтобы защититься, ребенок устанавливает дистанцию, ища в учителе недостатки или то, что можно высмеять. Еще одно объяснение стремления «доводить» - дефицит человеческого в отношениях: ребенка не понимают, он растерян. Нападая на учителя, он провоцирует его персональную реакцию, хочет почувствовать в нем личность. Взрослеющим детям необходима в качестве опоры личность более зрелого человека. Твердость учителя (это форма личностного ответа: без агрессии, но с уважением), его искренность и его личность проявляются именно в эти минуты и служат ребенку подпиткой и образцом.
Как стремление «довести» или спровоцировать учителя переходит в настоящую агрессию?
Прозвища - это в пределах нормы, а агрессия - уже признак глобального недовольства школой. У ребенка вызывает скепсис не столько учитель, сколько получение знаний в целом. Таким ученикам не учитель не годится - сама учеба перестает иметь для них смысл.
С уважением и без агрессии. Твердость, искренность и, главное, личность учителя - вот личностный ответ, которого ждут дети.
Учителя - это особые люди? Да, конечно!!! С раннего возраста они проводят большую часть времени в школе. Перестав быть детьми, они не входят вполне в ту систему отношений, которая характерна для взрослых. Школа оказывается чем-то вроде ХРАМА, живущего по своим законам - законам гуманизма. Вершителями этих законов оказываются именно учителя, для которых ребенок является высшей ценностью на Земле.
Елена ШУЛКОВСКАЯ
педагог-психолог МОУ «СОШ №9» по материалам журнала PSYCHOLOGIES
|