Телефон доверия Губернатора: 8-800-200-71-02

Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Межбуквенный интервал: аб а б а б

Версия для слабовидящих
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
воскресенье, 28 апреля
пн вт ср чт пт сб вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

Сколько стоит толерантность? Или школьные проблемы с точки зрения психолога


24.06.2013

За последние годы общественный статус профессии учителя изменился. Речь больше не идет о призвании - только о ремесле, но ремесле тяжелом, которое оплачивается неадекватно. Вместо того чтобы пытаться восстановить престиж учительства, общество лишь сожалеет. Хочу попробовать вместе с вами взглянуть на труд учителя как бы изнутри, ничего не приукрашивая и не скрывая.

Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, ра­зочарование и неуверенность в себе неизбежны в работе учителя.

Всякое настоящее дело тре­бует самозабвения, а работа с детьми просто невозможна без этого состояния. Учителю необходимо оставить у порога клас­са все то, что тревожит его, и войти к детям «с возвышенно настроенной душой».

Учитель всегда на публике, и к нему обращено множество ожиданий:

  • прежде всего, со стороны школы (он должен проявлять творчество и в то же время сле­довать утвержденной програм­ме),
  • затем ожидания родителей (он должен пользоваться авто­ритетом у учеников и при этом быть толерантным) и,
  • наконец, ожидания самих учеников (он должен заслужить авторитет, но при этом любить и понимать их).

Не говоря уже о невыполни­мой (но подразумеваемой) за­даче добиться от всех учеников хорошей успеваемости. Дол­жен, должен, должен... Груз та­кой ответственности не может не давить.

Ценой психологического и соматического здоровья учи­тель отвечает и за неработаю­щие концепции, несовершен­ство менеджмента в образова­нии, за недостатки школьной подготовки. Он как солдат без тыла, - один на один с новым поколением учеников, с подро­стковой наркоманией, растерян­ностью многих родителей, детс­кой агрессией, страхом перед жизнью.

Зеркальные отношения

Отношения учитель-ученик обладают особой чертой: они «зеркальны». Преподавая де­тям, учитель неизбежно вспо­минает свое собственное детство. «Мы учим тем, что сами собой представляем; и очень немногое передаем с помощью того, что знаем», считают психо­аналитики. Со своей стороны, дети бессознательно восприни­мают учителей как своих роди­телей.

Учителя о феномене перено­са просто не знают и принимают на свой счет, например, знаки аг­рессии, не им предназначенные

Плоды иллюзии

«Учитель не делает карьеры, - писал Симон Соловейчик. - Он приходит в школу учителем, и хо­ронят его в том же звании, разве что прибавляя слово «пенсио­нер». Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его тру­да никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться... Где же ему взять силы для каждодневного вдохно­вения?» Не случайно спустя пять - десять лет работы многие учи­теля начинают «эмоционально сгорать».

Роль прекрасного человека. Подавший заявление в педагоги­ческий институт, по сути, берет на себя обязательство стать иде­алом человека, хотя бы для бу­дущих своих учеников. Для уче­ников он - единственный. Учи­тель не имеет права быть рядо­вым, Учителем его делает не пе­дагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых он обязан быть луч­шим человеком на Земле. Ему просто некуда деться, ему про­фессионально необходимо ста­новиться прекрасным челове­ком. Обыкновенный человек превращается в необыкновен­ного - в учителя.

Почему дети часто приду­мывают учителям обидные прозвища, «доводят» их?

Ребенок почти целый день проводит вместе с этим взрос­лым, который в его глазах зани­мает место родителей: его надо слушаться, от него может пос­ледовать наказание или награ­да. Возникает риск попасть в эмоциональную зависимость. Чтобы защититься, ребенок устанавливает дистанцию, ища в учителе недостатки или то, что можно высмеять. Еще одно объяснение стремления «дово­дить» - дефицит человеческого в отношениях: ребенка не понима­ют, он растерян. Нападая на учи­теля, он провоцирует его персо­нальную реакцию, хочет почув­ствовать в нем личность. Взрос­леющим детям необходима в ка­честве опоры личность более зрелого человека. Твердость учи­теля (это форма личностного от­вета: без агрессии, но с уважени­ем), его искренность и его лич­ность проявляются именно в эти минуты и служат ребенку под­питкой и образцом.

Как стремление «довести» или спровоцировать учителя пе­реходит в настоящую агрессию?

Прозвища - это в пределах нормы, а агрессия - уже признак глобального недовольства шко­лой. У ребенка вызывает скепсис не столько учитель, сколько по­лучение знаний в целом. Таким ученикам не учитель не годится - сама учеба перестает иметь для них смысл.

С уважением и без агрессии. Твердость, искренность и, глав­ное, личность учителя - вот лич­ностный ответ, которого ждут дети.

Учителя - это особые люди? Да, конечно!!! С раннего возрас­та они проводят большую часть времени в школе. Перестав быть детьми, они не входят вполне в ту систему отношений, которая ха­рактерна для взрослых. Школа оказывается чем-то вроде ХРА­МА, живущего по своим законам - законам гуманизма. Вершителя­ми этих законов оказываются именно учителя, для которых ре­бенок является высшей ценнос­тью на Земле.

Елена ШУЛКОВСКАЯ

педагог-психолог МОУ «СОШ №9» по материалам журнала PSYCHOLOGIES



Возврат к списку